Заводной апельсин

A Clockwork Orange (1971), 18+
1971
2 ч 17 мин
18+ (R)
8.3
889K
7.9
172K
86%
84
жанр
фантастика
О фильме

Сценарист Терри Саузерн был в восторге от антиутопического романа Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин», написанного в 1962 году, и поэтому подарил эту книгу своему коллеге, знаменитому режиссеру Стэнли Кубрику. Однако тот, занятый производством «Космической одиссеи 2001 года», не стал углубляться в чтение. Кубрику казалось, что историю Бёрджесса будет трудно перенести на экран — в первую очередь из-за лингвистических особенностей, ведь главные герои истории разговаривают на вымышленном языке, частично используя русские слова. А это, как считал режиссер, может оттолкнуть англоговорящую аудиторию. Тогда Саузерн решает выкупить права на роман, но после неудачи — никто в консервативной Британии не хотел экранизировать историю о подростке, плевавшем на законы, — не продлевает их. За него это делают его адвокат Си Литвинофф и друг Макс Рааб. «Заводной апельсин» превращается в андерграундный проект, в котором собираются принять участие члены рок-группы «The Rolling Stones», большие поклонники книги. Только вот оказалось, что плотный график популярных музыкантов не содержит окошек для экранизации. Но что не делается — всё к лучшему, ведь к этому моменту у Стэнли Кубрика, потерпевшего фиаско с поиском средств на свой фильм о Наполеоне, неожиданно появляется интерес к книге. Режиссер снова садится за роман и на этот раз получает от него огромное удовольствие. За 200 тысяч долларов он выкупает права на текст, сам пишет сценарий (в одиночку!) и начинает поиск финансирования, которое в итоге находит в компании «Seven Arts», как раз к тому моменту совершившей слияние с «Warner Brothers». Кубрик, как ему свойственно, видит фильм по-своему. Например, подростковый возраст главного героя отменяется — в хулигане Алексе постановщик видит лишь 28-летнего актера Малкольма Макдауэлла и даже заявляет, что не будет снимать ленту, если тот откажется. Но тот не отказывается. Производство быстро превращается в деспотию Кубрика, который не жалеет никого — особенно главных актеров — им приходится повторять одни и те же сцены до изнеможения и терпеть другие неприятные моменты. Итоговый вариант сильно отличается от романа, причем в ключевых моментах (например, концовки у произведений разные), но тоже становится культовым и собирает 26 миллионов долларов при бюджете в 2,2 миллиона. Центральный вопрос обоих произведений — «Можно ли лишать злодеев выбора между добром и злом и насильно превращать их в „хороших“ людей?» — актуален до сих пор.

Аннотация

Будущее, Великобритания. Государство стало гораздо больше вмешиваться в жизнь простых граждан. К примеру, теперь оно имеет право проводить чудовищные эксперименты над тюремными заключенными, напрямую влияющие на психику и насильно изменяющие личность. Из-за этого преобразилось и само общество. Градус агрессии в нем вырос. Инстинкты отныне преобладают над разумом. Наркотики, стимулирующие мышление и восприятие, легализованы. Институт семьи предполагает более либеральное отношение к поведению детей, отсутствие контроля и наказаний за проступки. Это рождает нехватку родственных чувств. Человеческая личность обесценивается. Юноша по имени Алекс — лидер небольшой банды, совершающей акты «ультранасилия», — вместе с друзьями нападает на людей, избивает их, грабит и насилует. Но однажды из-за предательства сообщников парень попадает в тюрьму, где его отношение к жизни сильно меняется.